На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Роман Ударцев
    Да уж, извините, дорогие читатели, надолго выпал из процесса. Но, вроде, начинаю приходить в норму. Надеюсь, что и но...Декрет об осени
  • Ирина Чещина
    Здравствуйте, Роман! Приятно снова почитать вас ))))Декрет об осени
  • Ирина Чещина
    почти правда )))) сегодня в ночь было -9. Замерзло почти всё,кроме роз и львиного зева. Зато на днях уже обещают до +...Декрет об осени

Расседлывая коней

.

Мужики, всех поздравляю с праздником русского воина. Особая благодарность тем, кто прямо сейчас, защищает Родину, не жалея жизни. Вернитесь ребята живыми!

Расседлывая коней.

Варяги презрительно усмехались. Они бы, может быть, и попытались сказать что-нибудь обидное, но трогать русичей было себе дороже. Крепкие, в дружбе, они были неистовы в бою, становиться врагами с бешенными русами северяне не хотели. Поэтому варяги не перегибали палку, только ухмылялись. Они ждали когда конунг поговорит с князем.

Из красного княжеского походного шатра раздавались громкие выкрики конунга. Князь, как всегда, берег голос для боя и в шатре говорил тихо. Наконец конунг, красный от гнева, вышел из шатра и, гневно сжимая кулаки, затопал к своим.

- Эх, дядько Светозар, - юный Ждан аж пританцовывал от нетерпения – знать бы что приговорили конунг и князь.

- А чего там знать? – усмехнулся в седые усы старый воин – Конуг хотел дальше идти, еще больше добычи брать, да разорять. А князюшка его не послушал, так что домой пойдем.

- Как домой? – вскинулся юноша, его как молодого, берегли и он особо не успел отличиться – Мы же победили!

Старый воин подтянул подпругу на своем рыжем жеребце и легко вскочил в седло. Копейку, длинное верховое копье, привычно пристроил в уступ в стремени. Дружина сворачивала лагерь. Даже варяги, собирали добычу. Храбрость храбростью, а одной сотней Византию не взять.

У каждого всадника была еще одна, а то и две лошади на поводу, причем тяжко груженые добычей. Пешими шли выданные Константинополем полонники, но они были так рады вырваться из рабства, что не возмущались. Тем более, что дружина придерживала коней и князь обещал частые привалы.

Светозар посмотрел на мрачный, притихший город. Страх как марево вился над так и не сожженным Царьградом, а на воротах поблескивал зерцалами прибитый щит князя Олега. Надолго басилевс запомнит, чего стоит нападать на северных соседей. Старый воин пустил коня шагом, позади, на веревке шел угрюмый костлявый сотник из константинопольского гарнизона. Многие свои жертвы Перуну приносили прямо на поле брани, но Светозар дал зарок, одного приволочь в столицу, а там бросать жребий перед богами, толи выкуп брать за невольника, толи кровью жертву возьмет Перун.

Почему-то казалось, что опять Перун возьмет медом и тканью. Ну это понятно, жрецу от крови на алтаре никакой пользы, а о жрецах боги заботятся. Это мало заботило Светозара, главное зарок выполнить. Ведь обещал же богу, что если даст живым воротиться, то живую душу преподнесёт.

Был когда моложе, как Ждан, мечтал на поле битвы полечь, да только молодая Снежана, младшая жена, была на сносях, когда они в поход уходили. Уж очень хотелось дар богов, дитя, увидеть. А если боги будут добры, Светозар перекрестился и прошептал молитву Перуну, мальчик будет. Шесть дочерей, от двух жен. Нет, конечно, и девочка радость, а вот кому меч и коня передавать?

Из дум Светозара вырвал дробный стук копыт позади. Его нагонял Ждан. Парень ерзал в седле. Конечно, честь по чести, от общей добычи ему причиталась доля. Вот только он всего раз взял кровь. Да и то, случайно, они вдвоем с наставником в дозоре были и лазутчиков византийских порешили. А на лазутчике какого добра наживешь? Не из жадности он расстраивался, в юной голове роились былины и сказания гусляров, да рассказы ветеранов, где на половину вранья было еще столько же неправды. Хотел небось девку какую поразить дома.

- Дядько Светозар, - хмуря лоб сказал он – я тут подумал…

- Уже интересно, - усмехнулся наставник – ну поведай думы свои.

- Уйду я к варягам. – сказал он и сам поразился своей наглости – Они уж похрабрее будут. Ох!

Последнее он сказал непроизвольно, когда тупой конец копья вынес его из седла. Светозар спешился и принялся лупить отрока копьем. Мечом врагов потчевать надо, да и прибить недолго, плетью рабов только учат. А копьецо, самое то. Парень пытался увернуться, но раз за разом встречался с грубой палкой. Надо отдать ему должное, не ныл и пощады не просил. Наконец Светозар отступил на шаг, давая избитому подняться на ноги. Другие воины проезжали не придавая происходящему особого внимания, ну учит наставник отрока, значит есть за что. Потом, вырастет, спасибо скажет.

Но плох тот учитель, что только палкой машет. Хороший наставник леща даст, но пояснит за что. Светозар был хорошим наставником.

- Ну, разумник, теперь помысли, а зачем вы с молодняком стояли позади варягов?

Ждан молчал, только кровь из рассеченного лба размазывал. Он понял, что обидел наставника, но гонор и молодость не давали ему признать глупость.

- Вы там стояли, - пояснил Светозар – чтобы варяги, в случае чего, наутек не побежали. Варяг ежели в нахалку, то храбрый, а смертушки все ж боится. Они и князюшку уговаривали дальше идти, ожидая что им обозы, да села попадаться будут. Вот только Олег поумнее их конунга будет, он смекнул, что на помощь Царьграду идет с полудня войско. Уразумел?

- Уразумел. – пробурчал Ждан.

- Ну тогда лови своего Нахаленка и за мной поспешай.

Молодой пегий жеребчик Ждана, не убежал далеко, так, в сторонку отошел, чтобы за зря не прилетело. Через короткое время молодой витязь поравнялся с учителем.

- Мы зачем в поход шли на Константинополь? – спросил уже успокоившийся наставник.

- За славой воинской, да добычей богатой. – пожал плечами Ждан.

- Если так и будешь думать, то тебе и правда надо к варягам. – недовольно сказал Светозар, впрочем, недоволен он был больше собой, так как не объяснил отроку положенного знания. Исправить ситуацию он решил сразу. – Нет, Ждан. Мы к византийцам пошли потому, что они наши крепости жгли, людей убивали, села и города разоряли. Вот почему Олег пошел к Царьграду.

- Так почему мы их всех не убили, ежели они такие злодеи? – неудобные, взрослые мысли ворочались в еще детском сознании как валуны.

- Детей их тоже убивать? – хмыкнул Светозар – Баб на копья поднимать? И чем мы лучше тогда этих разбойников?

- Ну, - почесал в буйных кудрях Ждан – мы же лучше, мы русичи, а они сволочи.

- Эх, - Светозар был наполовину хазарином, но напомнил ученику другое – ты сам-то русич, кто по бабке Артемиде? Грек!

- А… - Ждан не нашелся что ответить.

- В том и дело. – Светозар ковал пока горячо – Нам не награбить надо, а дать соседям понять, что к нам лезть, все равно что Велесову берлогу зимой разорять. Хозяина леса подымешь, а убежать-то успеешь?

Ждан обдумывал слова старого воина. Долго думал. Молодое, ретивое сердце хотело простых ответов, вот только в жизни их не найдешь. Лишь на следующий день, на привале, подошел к наставнику и тихо сказал:

- Я понял.

Светозар глянул в глаза юноши и удостоверился что парень понял правильно. Усмешка тронула губы старого воина.

- Ну, коли понял, топай за учебными мечами, будем учить тебя полянскому бою, знаю я их приемчики.

В родной город они вошли в полдень. Светозар выискивал в толпе глазами Снежану. Вон она возле лекарского терема стоит, дитя держит в попону завернутое, значит парень у него родился. Сердце воина бежало к семье, но порядок есть порядок. Сначала надо перед богами поклониться, перед людом ответ держать, а там можно и к очагу родному. Ждан углядел в толпе встречающих милое ему лицо и умоляюще смотрел на наставника. Учитель махнул рукой, мол, иди. Как молодого удержишь?

Уже к вечеру дружина расседлала коней, потому что нет ничего лучше, чем вернуться домой. Как возвращались их предки и будут возвращаться потомки, помня о павших и веря в грядущих…

С праздником 23 февраля, мужики!

Картина дня

наверх